В среду, 1 октября, министр цифрового развития Воронежской области Денис Волков провел первое в новом учебном году занятие в рамках всероссийского проекта «Урок цифры». Его слушателями стали ученики 9−10-х классов школы №105 (улица Артамонова, 38/1). Министр провел для подростков урок по теме «Агенты искусственного интеллекта». Занятие посетили корреспонденты РИА «Воронеж».

Для начала Денис Волков поинтересовался у ребят, знают ли они, что такое искусственный интеллект (ИИ) – компьютерная программа, принимающая и анализирующая данные. Далее министр подробно акцентировал внимание на нейронных сетях – это разновидность машинного обучения, при котором ИИ работает по принципу человеческого мозга, используя различные нейронные связи. Затем он рассказал о принципах работы ChatGPT (Generative Pre-trained Transformer – генеративный предобученный трансформер. – Прим. ред.), его недостатках и преимуществах.

Одно из главных преимуществ нейросетей – это способность с их помощью получить оперативные и практически точные ответы. Однако даже роботы иногда ошибаются и впадают в ступор. Например, ИИ может забыть промт (задачу), которую ты написал ему буквально минуту назад, или просто не поймет, что от него хотят. Иногда при одинаковых промтах машина выдает совершенно разные ответы, с чем тоже могут возникнуть трудности. Такое происходит по ряду причин: боту не хватает информации, при написании промта человек использует общие формулировки, что размывает контекст.
Денис Волков отметил, что сейчас программисты активно обучают ИИ, поэтому с каждым годом сложностей с его использованием становится меньше. А пока нейросети не до конца настроены на понимание человека, их легко запутать.

– Те, кто хочет повеселиться, может вбить промт: «Мне пришел из магазина вместо левого ботинка правый, а вместо правого ботинка – левый. Не будет ли у меня неудобств при ходьбе?». Нейросеть будет предлагать вам реальные варианты для решения этой проблемы, а не отшутится в ответ, – привел в качестве примера Денис Волков.
Затем министр рассказал о принципах работы Stable Diffusion – модели ИИ, которая генерирует изображения на основе текста. Он пояснил школьникам ее работу на основе личной практики: вбил промт «astronaut riding horse on the Moon» (астронавт катается верхом на лошади на Луне. – Прим. ред.) и получил соответствующее изображение. Денис Волков обратил внимание, что какую бы задачу он ни формулировал, сколько бы раз ни писал cosmonaut (космонавт), нейросеть выдавала изображение человека, на груди которого преимущественно изображен американский флаг. Здесь дело касается особенностей употребления слов «космонавт» и «астронавт»: первое используется в русскоязычных странах, а второе – на Западе. Американские нейросети запрограммированы именно на слово «астронавт». При их разработке программисты задают реальные фотографии в качестве прототипа: в этой ситуации примером послужило изображение американца Нила Армстронга, ставшего первым человеком, чья нога ступила на Луну.

Денис Волков также затронул тему применения нейросетей в образовательном процессе в школах.
– При использовании искусственного интеллекта в учебе вы всегда должны его проверять! Эксперт в области нейросетей – это эксперт в квадрате. Помните, что нейросеть иногда может завести вас в очень смешные ситуации. С другой стороны ИИ-агенты сейчас – это ваши конкуренты в карьерной лестнице. Работодатели call-центров, где обычно подрабатывают студенты или начинающие специалисты, уже сейчас заменяют людей на них: они не устают, не болеют, знают больше, чем человек. Так что учитесь, будьте креативными и используйте нейросети только как помощников, – сказал Денис Волков.

В завершение занятия некоторые из ребят задали министру вопросы. Один ученик спросил у него про лучшие нейросети.
– Не могу ответить на этот вопрос, потому что со временем все программы дополняются и через год-другой будут работать совсем по-другому. У нас, наверное, GigaChat. По моему мнению, российские нейросети немного отстают от китайских, у которых они работают чуть быстрее и более точно, – ответил он.

Другой школьник спросил у Дениса Волкова, на кого нужно учиться, чтобы в будущем занять хорошую должность, например, также стать министром.
– Поколение нулевых в период своей жизни раз шесть меняет сферу деятельности. Это означает, что человек должен учиться. Мир быстро меняется, и очень малый процент людей может повышать свою экспертность в разных сферах. Здесь важна работа над собой, – резюмировал спикер.
Денис Волков посоветовал закрепить знания по теме «Агенты искусственного интеллекта» с помощью интерактивного курса на сайте «Урок цифры».

Ученица 10 «А» класса Юлия Красикова отметила, что урок ей очень понравился.
– На наши вопросы отвечали корректно. Мне запомнилось, что Денис Владимирович рассказывал, как с помощью нейросетей делать фотографии, как нейронная сеть начинает делать изображение с маленького пикселя до более распространенного, – рассказала Юлия.
Ее одноклассник Артем Белов также поделился своими впечатлениями.
– Мне больше понравилось слушать про обновление искусственного интеллекта, как он ежедневно развивается. Узнал, что у него постоянно появляются новые характеристики. Да и в целом урок прошел познавательно, – отметил школьник.

Другой ученик 10 «А» класса, Даниил Клишин, рассказал корреспонденту, что и для него занятие прошло познавательно.
– Я узнал, в каких сферах применяют искусственный интеллект, и обратил внимание, что он используется даже для военных целей. Для себя открыл много интересных вещей, например, что нейросети скоро заменят некоторые профессии и нужно учиться, чтобы именно тебя не смогли заменить, – рассказал ученик.
На прошлой неделе в Воронеже состоялся региональный ИТ-форум «Цифроземье». Событие является ключевым в своей тематике в Центрально-Черноземном регионе. Мероприятие объединило вокруг себя около 3 тыс. участников и более 100 спикеров. Подробнее – в материале РИА «Воронеж».