, Борисоглебск
  • 15716

Храбрая Тахмина. Как в воронежском селе выживает многодетная семья без документов

У четверых детей нет даже гражданства.
Храбрая Тахмина. Как в воронежском селе выживает многодетная семья без документов Храбрая Тахмина. Как в воронежском селе выживает многодетная семья без документов
РИА Воронеж Текст — , фото — Альбина Гусева

Тахмина Орипова из села Богана Борисоглебского городского округа могла бы работать парикмахером или поваром-кондитером, но вынуждена перебиваться временными заработками, помогая по хозяйству соседям. У 24-летней таджички, которая живет в России 10 лет, нет паспорта, а у ее четверых детей – свидетельств о рождении. Молодая женщина пошла наперекор семье, не вернулась на родину и мечтает о том, что ее дети будут учиться в российской школе.

Как после ухода мужа из семьи многодетная мать выживает в стране, где у нее нет ни официальной работы, ни прав, и почему не хочет уезжать – в материале РИА «Воронеж».

В Россию за лучшей жизнью

Тахмине было 14 лет, когда ее семья из восьми человек переехала из Таджикистана в село Богана. Родители купили дом-пятистенок, начали подрабатывать. У себя на родине Тахмину учиться не заставляли: считалось, что девочке это не нужно. Зато в России она «дорвалась» до знаний: окончила сельскую школу, потом техникум в Борисоглебске. А еще Тахмина отучилась на всех возможных бесплатных курсах и получила «корочки» оператора ЭВМ, парикмахера и повара-кондитера.

Ориповы не смогли получить статус беженцев, и вся семья два года назад вернулась в Таджикистан. Тахмина к тому времени уже была замужем, воспитывала троих детей и лелеяла мечту о том, что они обязательно будут учиться в школе и станут гражданами России. На историческую родину молодая женщина ехать отказалась.

«Русская» дочь

Тахмину выдали замуж в 16 лет за приезжего работягу из Таджикистана. Заявление в ЗАГС, разумеется, никто не подавал – поженили «по обычаю»: произнесли молитву и нарекли мужем и женой . Когда молодая мама трех малышей забеременела в четвертый раз, супруг уехал на заработки в Самару и больше не вернулся. Спустя год от своих же, таджиков, живущих в округе, Тахмина узнала, что ее названный муж завел другую семью.

Так 24-летняя Тахмина осталась матерью-одиночкой с четырьмя малышами, без документов и без средств к существованию. Родители больше не зовут к себе «русскую» дочь и считают, что раз она выбрала такой путь, то и должна решать проблемы сама.

– Да и не хочу я уезжать. Здесь мои одноклассники, одногруппники. Я привыкла. Хочу, чтобы мои дети учились в России. Я в Таджикистане свое будущее не нашла, и мои дети не найдут, – считает сельчанка.

В бедности, да не в обиде

В переводе с персидского «тахмина» означает «смелая» и «храбрая». Сейчас молодая женщина с детьми живет в стареньком доме, где во время дождя сильно течет крыша. Стены побелены, из обстановки – самое необходимое: большая кровать, один шкаф, комод и телевизор. Все чисто и аккуратно.

День многодетной мамы начинается в четыре утра. Пока детки спят, она занимается огородом – нужно обрабатывать больше 20 соток земли. В восемь часов просыпаются малыши. Мама идет поить их чаем с напеченными с вечера пресными лепешками.

– Когда бывает трудно с едой, я подкапываю молодую картошку и варю детям. Была на девятом месяце беременности и спешила посадить, ведь кроме меня некому. Поэтому раньше всех в селе и высадила, – с улыбкой рассказала Тахмина.

Днем женщина работает в теплицах у соседей, которые платят ей наличными и дают овощи. Рабочее место она не покидала вплоть до последнего дня перед родами. Сделала перерыв лишь на пять дней, когда лежала в роддоме. Но уже на следующий день после выписки взяла малыша, положила в коляску и отправилась в теплицы. Старшие дети остаются дома одни, когда мама на работе.

На свой скромный заработок Тахмина может купить лишь самое необходимое: муку, чтобы печь лепешки, макароны, которые так любят ее дети, подсолнечное масло и чай. Все остальное – со своего огорода.

Сельчане помогают семье. Кто-то даст вещи для детей, кто-то – дрова к зиме. А недавно соседи положили начало домашнему птичнику Тахмины – подарили петушка и курицу.

«Боялась, что отберут детей»

Решить проблему с документами Тахмина Орипова, у которой на руках лишь свидетельство о рождении, пыталась несколько раз. Впервые она поехала в посольство Таджикистана, когда ей исполнилось 19 лет, а на руках у нее уже было двое маленьких детей. Там ей предложили получить свидетельство на возвращение на родину и поехать в Таджикистан.

– Мне было очень страшно, что меня могут депортировать, а детей, на которых нет никаких документов, отобрать. Да и муж меня бы не отпустил, ведь после депортации долго нельзя будет вернуться в Россию, – поделилась своими переживаниями Тахмина.

В этом году молодая мама обратилась за помощью в приемную губернатора при администрации города. По ходатайству приемной в полиции женщине выдали справку, по которой она смогла купить билет до Москвы и съездить в посольство и консульство.

– Там сказали: «Когда установишь свою личность, приходи». А как же я установлю, если я и приехала за помощью? – недоумевала Тахмина.

У детей Ориповой тоже нет документов. При этом во время каждой беременности она стояла на учете в больнице, дети ее появились на свет в Борисоглебском роддоме. На двух старших детей женщине выдали справки, по которым она попыталась получить в ЗАГСе свидетельства о рождении, но без паспорта у нее ничего не вышло.

– Мне тогда предложили вариант отказаться от детей, чтобы мои родители записали их на себя и получили свидетельства по своим паспортам, но я не захотела отказываться от своих детей. Подумала, что сама решу вопрос с паспортом, – рассказала молодая мама.

У двух младших детей нет и справок о рождении из роддома.

– Не дали – сказали, что без документов не имеют права дать, – пожала плечами Тахмина.

Несмотря на все сложности, женщина с каким-то неисчерпаемым оптимизмом смотрит на жизнь и мечтает об одном: чтобы ее дети получили российское образование и стали полноценными гражданами страны, которую она полюбила.

«Типичная ситуация»

Правозащитник, учредитель Борисоглебской городской общественной организации «Переселенческая община "Хоко"» Иоланта Агабабовян:

– Я занимаюсь правозащитной деятельностью с 1994 года и могу сказать, что это типичная ситуация. Таких людей много – которых родственники привезли в Россию еще в детстве, но никаких документов они так и не получили. В подобном случае человеку надо в первую очередь обратиться в МВД. Получив ответ, можно двигаться дальше. Если мы видим неправильные действия российской стороны, то обращаемся в суд либо идем в посольство иностранного государства. Например, у Тахмины есть только свидетельство о рождении. Если бы она получила паспорт Таджикистана, мы бы уже с ней работали как с гражданкой этого государства. Тогда можно было бы говорить о получении разрешения на временное пребывание в России, вида на жительство или паспорта. Но посольство Таджикистана в Москве почему-то отказало Тахмине без объяснения причин. Российская сторона пока никак не может ей помочь. Что касается детей женщины, они не являются гражданами какого-либо государства. В результате семья не получает пособий, Тахмина не может отвести детей в больницу, если они заболеют. Но пока она не легализуются, исправить эту ситуацию нельзя.

Борисоглебский помощник уполномоченного по правам человека в Воронежской области Борис Краснов:

– Я написал письмо послу Таджикистана с просьбой решить вопрос Ориповой. Думаю, посольство может помочь выдать Тахмине, гражданке Таджикистана, таджикский паспорт. В крайнем случае, в посольстве могут дать ей справку для выезда в Таджикистан для оформления паспорта гражданина этой страны. Официального ответа я пока не получил. Но по телефону мне пояснили, что они приняли документы к рассмотрению и направили в Таджикистан запрос, жила ли Тахмина там.

Зампредседателя исполкома МОД «Форум переселенческих организаций» Галина Рагозина:

– Идеальный вариант для Тахмины – чтобы посольство выдало ей документ об утрате гражданства Таджикистана. Тогда ей не придется получать паспорт этого государства и тратить дополнительные деньги: платить консульский сбор, ездить в Москву, чтобы подать бумаги и забрать готовый документ. Видимо, так не получится, и Тахмине придется получать таджикский паспорт, а после этого добиваться разрешения на временное пребывание в России и получения российского паспорта. Учитывая четырех детей Тахмины, надо попытаться, чтобы посольство зарегистрировало ее без выезда за рубеж. После этого дети, у которых есть справка о рождении, теоретически тоже могут легализоваться. С теми, у кого нет даже этих документов, все может быть сложнее: им тоже может потребоваться процедура с гражданством Таджикистана.

Как помочь 

Если вы готовы оказать помощь, звоните в редакцию районной газеты «Борисоглебский вестник»: 8 (47354) 6 27 84.

Детям в возрасте 2 месяца, 2,5 года, 5 лет и 6,5 года нужна одежда на все сезоны. К 1 сентября будущему первокласснику нужны канцелярские принадлежности. Семья нуждается и в продуктах.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: